Внимание! У нас новый сайт, ссылка ниже

Адаптация

 

 

ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Ребенок пошел в первый класс

 

 Ребенок пошел в первый класс, это значит, что в его жизни наступают достаточно бурные  изменения; из беззаботного детства он попадает в мир с гораздо более жесткими требованиями. Теперь от малыша требуется не только строгая дисциплина, но и умение по 30-40 минут спокойно высидеть на  уроке, заодно стараясь  усвоить учебный материал.

     В первые дни у первоклассников бывает, как правило, по 3 урока, а затем ежедневно по 4-5 уроков. Кроме этого ребенку необходимо строить отношения в новом, большом коллективе. Вот почему психологи рассматривают весь первый школьный год как длительную стрессовую ситуацию.

Наиболее распространенные проблемы первоклассников:

- ребенок не может сосредоточиться, его внимание рассеянно;

- ребенок не в состоянии самостоятельно справиться с заданием;

- ребенок не может подолгу сидеть без движения  над домашними заданиями, его больше интересуют игрушки, а не книжки-прописи.

    Поэтому трудно переоценить помощь, которую могут оказать в это время родители ребенку. Для начала просто  с  вниманием  отнеситесь  к  его  ежедневным школьным проблемам. Например, мало кто представляет, что бывает с первоклассником, когда на уроке у него ломается карандаш, выясняется, что нет нужной цветной бумаги или забыта дома тетрадь. Поэтому не поленитесь накануне каждого  учебного  дня  проверить, заточены ли цветные карандаши, уложены ли в портфель все необходимые принадлежности, в порядке ли школьная одежда.

 

Как помочь первокласснику привыкнуть к школе

 

Ваш ребенок – первоклассник? Это прекрасно! Но этот год окажется непростым, как для ребенка, так и для вас. На что следует обратить внимание? Как поддержать ребенка в его нелегких начинаниях?

 

 

 

 

 

 

1 шаг

Провожайте ребенка в школу. Даже, если не нужно переходить улицу. Пусть ваш ребенок почувствует важность события: теперь он – школьник, и эта дорога к школе – символ начала трудового дня.

 

 

 

 

 

2 шаг

Выделите для ребенка его личное пространство. Лучше, если вы выделите ему целую комнату, где он сможет спокойно заниматься. Если лишней комнаты нет, купите ребенку его собственный письменный стол.

 

 

 

 

 

3 шаг

Следите за режимом дня. Переход на новый распорядок – это всегда сложно. Для первоклассника очень важно делать перерывы в занятиях. Полчаса учебы – перерыв на 5-10 минут, и можно снова учить уроки. Также обязательно гуляйте с ребенком хотя бы полчаса на свежем воздухе.
Почаще играйте с ребенком в свободное время. Это поможет ему, да и вам тоже, расслабиться.

 

 

 

4 шаг

Хвалите его! В любой работе найдите, за что можно похвалить ребенка. Даже, если он не совсем справился с заданием. Пусть он почувствует себя увереннее, и тогда сможет спокойно понять и исправить ошибки.

5 шаг

Будьте в курсе того, что происходит с ребенком в школе. Что задали сегодня? Как прошел урок? Проявляйте дружеский, но не жесткий контроль. Так у ребенка скорее выработается ответственность и организованность.

 

Как помочь первокласснику преодолеть трудности?

 

1. Не пытайтесь с самого начала требовать от ребенка самостоятельности. Понадобится несколько месяцев, чтобы он понял: учеба - это обязанность, которую надо выполнять - Надо помогать ему, поддерживать в нем уверенность, что “все получится”.

 

2. Не стоит в этот год отдавать ребенка в какие-то  дополнительные  кружки, секции;  это лишь усилит в нем ощущение нестабильности. Ребенку сейчас  нужна  привычная  атмосфера, в которой он находится до школы, особенно важно, чтобы дом в это время стал для него надежным “тылом”.

 

3. Постарайтесь с самого начала наладить душевный контакт с ребенком, только в этом случае Вы всегда будете в курсе всех его школьных проблем.

 

4. Если квартирные  условия  не позволяют выделить ребенку для занятий комнату или даже отдельный стол, у него все равно должно быть постоянное место  для  подготовки  домашних  заданий, для хранения учебников и тетрадей. И главное - к занятиям своего ребенка нужно относиться с уважением. Это значит, что вы не должны отрывать  его  во время занятий, и  на это время желательно организовать в квартире рабочую тишину.

Первый год - два нужно  обязательно  помогать ребенку в подготовке домашнего задания. Не правы те родители, которые отказываются от этого, ссылаясь на то, что воспитывают в ребенке самостоятельность. А  на  такое  обучение  может потребоваться и не год, и не два.

 

5. Родителям следует помнить, что ребенка надо хвалить не за успехи, а за старательность.

 

6. Ни в коем  случае  нельзя  сердиться, ругать за “лень”, даже небрежность.

 

7. Хотелось бы посоветовать родителям постоянно поддерживать отношения с учителем и регулярно говорить с ним о ребенке, даже если с учебой у него все в порядке. Вы не только лучше поймете требования учителя, но и увидете своего ребенка совершенно с другой стороны, откроете в нем что-то новое. Ведь ваша главная задача - поддерживать интерес к учебе, помогать ему, укреплять в нем уверенность, “что все получится”.

 

Советы родителям первоклассника

  1.  Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль и тд.)»
  2.  Определите общие интересы. Участвуйте в любых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы.
  3.  Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребенка. Научите  ребенка  делиться  своими  проблемами.
  4.  Обсуждайте  с  ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
  5.  Чаще разговаривайте с ребенком. Развитие речи – залог хорошей учебы. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумайте самые разные фантастические истории – о предметах, вещах, явлениях природы.
  6.  Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.
  7.  Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.

   Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью.

 


О прохождения адаптации пятиклассника.

Успешное прохождение периода адаптации можно определить по:

1. Состоянию физического здоровья – предполагается, что пятиклассник умеет приспособиться к возрастающей учебной нагрузке без вреда своему здоровью и работать в едином темпе со всем классом на протяжении урока.

2. Состоянию психического и психологического здоровья – это прежде всего наличие здоровой нервной системы, состояние которой зависит от спокойной и доброжелательной обстановки в семье, от создания условий для полноценного развития ребенка.

3. Огромное значение имеет психологически комфортный микроклимат, в классе.

4.Значимым компонентом готовности к обучению в основной школе является произвольность (умение управлять своей деятельностью, быть активным и самостоятельным), которая проявляется при выполнении учебных заданий. О развитии произвольности говорит и умение управлять своими эмоциями.

Ребенок адаптирован, если у него сформированы волевые качества:

самостоятельность (умение действовать без посторонней помощи);

настойчивость (умение справляться с возникающими трудностями, доведение начатого до конца);

инициативность (умение предложить новый вид деятельности и необходимую помощь);

организованность;

культурно-гигиенические привычки;

привычка трудиться.

Рекомендации родителям.

 

Для профилактики проблем в адаптации:

 

1.Важно обеспечить ребенку спокойную, доброжелательную обстановку, приложить все усилия, чтобы он постоянно чувствовал помощь и поддержку со стороны родителей.

2. Напомнить ребенку, чтобы он не боялся лишний раз спросить учителя, не скрывать, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы.

3. Составить расписание с указанием требований учителей

4. Вместе  с ребенком составить режим дня.

5. Очень важно научить ребенка чувствовать и проявлять уважение к учителю (хотя бы как к взрослому человеку).

6. Наладить контакт с учителями – предметниками и классными руководителями.

 

Для сохранения физического здоровья детей:

 

посещение спортивных и танцевальных секций;

достаточное ежедневное пребывание ребенка на свежем воздухе (не менее 2 часов);

подвижные игры;

закаливание.

 


Рекомендации родителям учащихся старших классов

 

  1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу подростка:

- бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойный обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.;

- эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшими достижениями, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.

- культурные: обеспечить ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, кассетами; используйте магнитофон для учебных занятий вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.

 

2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучивать, запоминать, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.

 

3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.

 

4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели. Обогащайте их.

 

5. Помните, что не только отметка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможною. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.

 

6. Не оставляйте без внимания свободное время ребенка и его успехи с другими, лучше сравнить его с самими собой – это более обнадеживает.

 

7. В старших классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность – ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются даже по телефону, уточняют, обсуждают, спорят.

 

8. Пытаясь объяснить разные способы решения задачи, не отказывайтесь от своего решения. Это стимулирует активность школьника.

 

9. Дайте почувствовать ребёнку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность даже по отдельным результатам.

 

10. Помните, что по научно-обоснованным нормам над выполнением всех домашних заданий обучающиеся 9 - 10-х классов должны работать  до 4 часов. Сравните, насколько близки данные нормы к количеству часов, которые затрачивает Ваш ребёнок на домашнюю работу.

 

11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей, знакомых.

 


Родители!

 

1. Хотите видеть вашего ребенка сильным, выносливым и закаленным - тренируйте его в разнообразном физическом труде.

 

2. Хотите видеть его умным и образованным - приобщайте к чтению, расширяйте кругозор, воспитывайте жажду знаний.

 

3. Хотите видеть его всегда веселым жизнерадостным - не дайте закиснуть ему в праздности и лени.

 

4. Хотите закалить его волю и характер - не скупитесь на трудные задания, заставляйте его почаще напрягать свои силы, преодолевать трудности.

 

5. Желаете, чтобы ваш ребенок был чутким и отзывчивым, хорошим товарищем - пусть он ежедневно трудиться вместе с другими, учится помогать товарищам, отзываться на чужую боль.

 

6. Хотите, чтобы ваш ребенок нашел свое место в жизни - знакомьте его с различными видами деятельности, вырабатывайте у него трудолюбие и ответственность за свои поступки.

 

7. Как можно чаще интересуйтесь успехами и поведением своих детей.

 

8. Педагоги школы - ваши помощники в воспитании. Советуйтесь с ними, помогите им со своей стороны лучше узнать ваших детей. Узнавайте, с кем дружат и проводят свободное от занятий время ваши дети, как ведут себя на улице, в общественных местах.

 

Рекомендации родителям, 5 класс, адаптация


1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
2. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
3. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

4. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий.

5. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

6. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.

7. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

8. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

9. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

10. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.

11. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

12. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

13. В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.

14. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

15. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

1.Главное — абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.

2. Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.

3. Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт.

4. Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.

5. Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.

6. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом.

7. Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.

8. Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.

9. Когда, откуда и в каком бы виде ни вернулся ваш ребенок домой, встречайте его с любовью/

10. Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.

Будьте счастливы вы и пусть будут счастливы ваши дети!


Рекомендации классным руководителям 5-х классов

Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его функции лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности.

Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями. Если он не является учителем по специальности, ему будет нелегко отслеживать учебный процесс, влиять на него с учетом интересов учащихся и пожеланий их родителей.

Если классный руководитель лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей?

1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.

2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).

3. Постоянно поддерживайте контакт с психологом и социальным педагогом.

4. Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф. И. О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).

6. Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).

7. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.


1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.

2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).

3. Постоянно поддерживайте контакт с психологом и социальным педагогом.

4. Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф. И. О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).

6. Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).

7. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.
 


Рекомендации учителям -предметникам

1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.

2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.

3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.

4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.

5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).

6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.

7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.

8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).

10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.

11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.

12. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.

13. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился»).

14. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.

15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.

16. Не допускайте педагогического манипулирования.

17. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.

18. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.

19. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.

20. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.


Данные рекомендации разработаны на основании пожеланий педагогам
среднего звена от педагогов начальной школы и учеников пятых классов.


· Помните, идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям.

· Объясняя новый материал, не торопитесь, повторите лишний раз.

· Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не прописанные в учебниках.

· Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.

· Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.

· Будьте с детьми вежливыми.

· Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа.

· Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.

· Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.

· Вызывая к доске сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребёнка, чтобы у него в голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться.

· Вызвав ребёнка к доске дайте, ему высказаться, не сбивайте его замечаниями, не имеющими отношения к объясняемому материалу.

· Вызвав ребёнка к доске и дав ему, задание для выполнения — отойдите, не «стойте над душой», не смущаёте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.

· Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.

· Когда ребёнок отвечает у доски, избегайте телесного контакта с ребёнком (погладить по голове или руке)—это сбивает их с мысли и не даёт сосредоточиться.

· Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из

одноклассников—вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен.

· Сообщать заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету, (в начале урока, а не после ответа у доски).

· Классные руководители—уделяйте своим детям хотя бы минут 5-10 минут в день, даже если в этот день Вы у них ничего не проводите, просто подойдите, навестите их и поприветствуйте.

 


Прежде чем, приступить  к занятиям...

 

Прежде чем приступить к выполнению заданий, упражнений, советуем определить темперамент ребен­ка. Для этого просто понаблюдайте за ним во время игр или занятий.

·        Если ребенок подвижный, легко приспосаблива­ется к обстоятельствам, конструктивен, общите­лен, контактен и способен быстро схватывать все новое, однако бывает излишне рационален, не все­гда доводит дело до конца, то он — сангвиник.

·        Если ребенок инертен, спокоен, малоподвижен, на­стойчив, упорен, медлителен — флегматик.

·        Если ребенок вспыльчив, резок, раздражителен, эмоционально реактивен, быстро включается в дело и быстро остывает, требует оценки своих дей­ствий — холерик.

·        Если ребенок необщителен, замкнут, впечатлите­лен, рассудителен, неэмоционален — меланхолик.

 

При выполнении упражнений и заданий рекомендуем следующие правила общения:

 

  •       с ребенком-сангвиником:

- четко ставьте перед ребенком цель любой деятель­ности;

- по возможности старайтесь демонстрировать ре­зультаты его достижений;

- постоянно поддерживайте и одобряйте ребенка;

- учитывайте его интересы в порученном деле.

  •         с ребенком-флегматиком:

- демонстрируйте практический результат выполня­емой ребенком работы;

- контролируйте выполнение работы на каждом этапе деятельности;

- используйте положительные методы воздействия;

- поддерживайте любые начинания ребенка, прояв­ление его инициативы.

  •         с ребенком-холериком:

- разговаривайте с ребенком спокойным ровным тоном;

- предъявляйте к нему четкие и обоснованные тре­бования;

- демонстрируйте перспективы деятельности ре­бенка;

- только положительно оценивайте его деятельность.

  •         с ребенком-меланхоликом:

- используйте в общении с ребенком «эмоциональ­ное поглаживание»;

- создайте условия для выполнения совместных дей­ствий в паре с другими детьми или взрослыми;

- как можно чаще демонстрируйте достижения ре­бенка; 

- объективно оценивайте вклад его действий в об­щее дело.

 

     Обратите внимание, если ваш ребенок ведет себя вызывающе, не слушается родителей, неусидчив, драч­лив, требует от окружающих выполнения своих же­ланий, обвиняет других в своих проступках, невнима­телен — он агрессивен. Такому ребенку необходимо в первую очередь постоянство требований. У такого ре­бёнка необходимо определить, что больше всего его интересует, и по возможности создать условия для проявления интересов. Для снятия агрессивности по­лезны задания, развивающие силу и объём внимания.

 

Причины нарушений в поведении ребенка, которые приводят к тому, что ребенок становится трудным и порой неуправляемым

1. Борьба за внимание.

Непослушание (это тоже возможность привлечь к себе внимание). Внимание необходимо для эмоцио­нального благополучия.

2. Борьба за самоутверждение.

Ребенок объявляет войну бесконечным указани­ям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение - это возможность приобрести свой опыт, пусть даже ошибочный.

3. Желание мщения.

 Ребенок может мстить за:

■ сравнение не в его пользу со старшими или млад­шими братьями и сестрами;

■ унижение друг друга членами семьи;

■ разводы и появление в доме нового члена семьи;

■ несправедливость и невыполнение обещания;

■ чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.

4. Неверие в собственный успех, низкая самооценка.

 

Как преодолеть трудности в поведении ребенка

1. Поздно предлагать и налагать запреты в осознанном возрасте. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.

2. Запреты и требования должны быть гибкими. Их не должно быть много.

3.Требования и запреты должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.

5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться.

6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.

 

Если ваш ребенок может делать несколько дел, за все хватается и ничего не доводит до конца, эмоционально несдержан, у него часто меняется настроение — он гиперактивный ребенок. Такому ребенку необхо­димы интересные и увлекательные задания, требующие от него сосредоточенности. Он нуждается в «эмо­циональном поглаживании», поддержке и чёткости предъявляемых требований.

  

Правила общения с детьми

1. Не бойтесь выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок.

2. Не старайтесь за каждым отрицательным поступ­ком ребёнка видеть только отрицательные мотивы.

3. В общении с детьми чаще используйте просьбу и поощрение, чем приказ и наказание.

4. Будьте предусмотрительны и справедливы в оцен­ке поступков учащихся.

5. Учите ребят радоваться своим успехам и успехам своих товарищей.

6. Учите учащихся не бояться выражать положитель­ные эмоции.

Полезный совет

Проверьте до занятий самочувствие ребенка с помощью погодных явлений. Приготовьте для этого карточки с изображением солнца, тучки, дождика.

Задайте ребенку вопрос: «Как ты себя чув­ствуешь?» — и малыш покажет ту карточку, ко­торая соответствует его настроению.

 

При проведении занятий необходимо соблюдать несколько условий

1. Занимайтесь с ребенком систематически.

2. Следите за продолжительностью занятия.

3. Приучайте ребенка выполнять работу до конца, ак­куратно, красиво, правильно.

4. Будьте терпеливы, не наказывайте малыша за ошибки, поощряйте его за успехи.

5. Включайте в занятия игровые элементы. Для 6-7-летнего ребенка это основной способ познания окружающего мира.

Помните:

     Если ребенок посещает детский сад, продолжительность занятий не должна превышать 20 минут один раз в день.

     Если ребенок не посещает дошкольное учреждение, продолжительность занятий не должна превышать 40 минут.

     Желательно проводить занятия два раза в день с перерывом 15 минут. Организм ребенка обладает наивысшей трудоспособностью в утренние часы. Поэтому в это время следует проводить наиболее трудоемкие занятия: рисование, лепка, работа с ножницами и др. Во второй половине дня время занятий следует сократить, а время отдыха увеличить.

     В ходе занятий не забудьте провести оздоровитель­ную минутку.

 

Примерные оздоровительные минутки

1. Потянуться 1-2 раза.

2. Сесть ровно и спокойно подышать, а значит, отдох­нуть.

3. Изгнать плохие мысли и успокоить мозг.

4. Сказать добрые слова друг другу и получить положительные эмоции, жизненную силу.

5. Помассировать пальцы.

6. Помассировать уши.

7. Походить по камушкам. 

«Сотвори солнце в себе»

В небе — солнышко. Оно светит нам всем, всех любит, всех греет. Давайте сотворим солнце в себе.

Закройте глаза, представьте в своем сердце малень­кую звездочку.

Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. (Медленно поднима­ем руки).

Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась.

Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше.

Направляем к звездочке лучики, которые несут здо­ровье, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка стано­вится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой).

                                                                                       «Этюд души»

Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу и вслух произнесите: «Я приветствую тебя, Земля!»

Вытяните руки перед собой ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Вода!»

Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, Воздух!»

Поднимите руки вверх ладонями вперед: «Я при­ветствую тебя, Солнышко!»

 «Солнышко»

Закройте глаза, вытяните руки.

 Представьте, что ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через  пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают.

Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание  детей на дыхание.)

Представьте живот как шарик, или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным.

Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

 Гимнастика для глаз

Если глаза устали, выполните такие упражнения:

1.     Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

2.     Делайте круговые движения глазами: налево — вверх — направо —  вниз — направо — вверх — налево — вниз. Повторите 10 раз.

3. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отдалите обратно. Повторите 5 раз.

4. Посмотрите в окно вдаль 1 минуту. 

Массаж пальцев

Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая.

Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними орга­нами:

Массаж большого пальца повышает деятельность го­ловного мозга, указательного — улучшает работу же­лудка, среднего — кишечника и позвоночника, безы­мянного — печени, мизинец помогает работе сердца.

То же самое делайте и со стопами. 

«Упражнения животных»

Жираф — голова вверх-вниз, круговые движения вправо-влево.

Осьминог — круговые движения плечами назад - вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди).

Птица — руки поднять, опустить (как крылья), кру­говые движения назад - вперед.

Обезьяна — наклон вперед, круговые движения ту­ловищем вправо-влево.

Лошадь — поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.

Аист — подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу).

Кошка — потягивание всем телом, поднять вытя­нутую правую руку, а затем — левую.

 Правильная осанка

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, способность без напряжения держать прямо голову и туловище.

При неправильной осанке естественные изгибы по­звоночника заметно увеличиваются, могут развиться боковые искривления позвоночника — сколиозы.

Многие искривления позвоночника можно предупредить, а в начальной стадии — исправить. Детей с нарушением осанки надо показать врачу-ортопеду. 

Полезный совет

Не укладывайте спать ребенка на мягком матраце. Матриц должен быть жестким (волосяной, травяной, ватный), с щитом из досок или фанеры.

Не рекомендуется сидеть без опоры для ног и спины.

Проверьте: высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки ребенка.

Не читайте лежа на боку.

Не разрешайте ребенку носить в одной и той же руке тяжести -    приобретите ему ранец.

 Как сидеть при письме

·        Поставить ноги вместе на пол или перекладину (маленький стульчик), если они не достают до пола.

·        Спина прямая.

·        Плечи горизонтальны. Следите, чтобы одно плечо не было выше другого.

·        Голова слегка наклонена вперед. Расстояние до тетради, альбома не должно превышать 30 см.

·        Руки на столе, локти чуть-чуть свисают.

·        Туловище не касается стола. Проверьте — меж­ду столом и туловищем должен проходить кула­чок ребенка.

Тетрадь должна быть положена под углом с таким расчетом, чтобы правый верхний угол тетради и левый нижний находились против середины груди ребенка.

 Упражнения для осанки

 «Держи осанку»

Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опу­щены.

Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, располо­жите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине каса­лись позвоночника. Локти поднимите, спину выпря­мите, грудную клетку максимально разверните, пле­чи отведите назад. Дыхание спокойное (20-30 сек.). Медленно вернитесь в исходное положение. Встрях­ните кисти.

 «Гора»

Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте.

Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой.

Представьте, что ваше тело — как гора. Одна поло­винка горы говорит: «Сила во мне!» — и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» — и тоже тянется вверх. «Нет! — решили они. — Мы две половинки од­ной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь.

 «Деревце»

Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, сто­пы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая.

Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно подними­те руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Поднимитесь всем телом. Вытянитесь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Выполняется 15-20 сек. Опустите руки и расслабьтесь.

 Полезный совет

Прежде чем начинать занятия, внимательно присмотритесь к ребенку, оцените его индивидуальные особенности:

·        Если он застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить малыша, поддержать его;

·        Если смел, уверен в себе, учите его критически оценивать свои ответы;

·        Если ребенок быстро и легко выполняет задания, можно предложить ему усложненный вариант;-

·        Если ребенок затрудняется, задержитесь подальше на простых заданиях;

·        Если стремится быстро менять задания — заинтересуйте ребенка, научите находить в зада­нии что-то новое, необычное для него.

 

Не стремитесь форсировать выполнение заданий, и тем более упрекать ребенка в том, что он чего-то не умеет, даже если это легко делают его сверстники.

Постарайтесь вселить в ребенка уверенность, умение отстаивать свою точку зрения, свою идею, свое решение.

 

 Как часто вы говорите детям...

— Я сейчас занят(а)...

— Посмотри, что ты натворил!

— Это надо делать не так...

— Неправильно!

— Когда же ты научишься?

— Сколько раз я тебе говорила!

— Нет! Я не могу!

— Ты сведешь меня с ума!

— Что бы ты без меня делал!

— Вечно ты во все лезешь!

— Уйди от меня!

— Встань в угол! 

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсоз­нании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

 А эти слова ласкают душу ребенка: 

■ Ты самый любимый!

■ Ты очень многое можешь!

■ Спасибо!

■ Что бы мы без тебя делали?!

■ Иди ко мне!

■ Садись с нами!..

■ Я помогу тебе...

■ Я радуюсь твоим успехам!

■ Что бы ни случилось, твой дом — твоя крепость.

■ Расскажи мне, что с тобой...