Внимание! У нас новый сайт, ссылка ниже

Час психолога

/uploads/editor/727/69721/sitepage_174/files/konflikt_i_puti_ego_razresheniya_.ppt

/uploads/editor/727/69721/sitepage_174/files/emocii.ppt

 

Занятие «Вне зависимости…»

(внеклассное мероприятие для учащихся 8 – 11 классов)

 

Продолжительность занятия: 45 минут.

Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью

Задача: научить подростков формировать такой образ жизни, который сможет обеспечить им состояние оптимального здоровья в будущем.

Форма: групповая.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, бейджи, презентация, видеоролик.

 Ход занятия

 1.Упражнение – знакомство.

Цель: развивать позитивное самовосприятие. Содействовать сплочению группы.

Задание: назвать имя соседа с пожеланиями ему чего-нибудь (например, удачного дня, хорошего настроения успехов на предстоящей контрольной и т. д.).

 

2. Принятие правил

 Правило «Вежливость»

Рекомендуется называть друг друга желаемыми именами, так как участники представлялись.

Правило «Активность»

В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Такая норма, как активное участие всех в происходящем, является обязательной.

 Правило «Я-высказывания»

Каждый человек имеет право на свое мнение. Все высказывания должны строится:

Я думаю….

 Я считаю….

 Я чувствую…

 Смысл в том что каждый участник не может с точностью знать что думают остальные члены группы. Поэтому высказывания «МЫ…» не допустимы.

«Уважение мнения другого».

«Помните, что не уважая другого, вы вызовете у него такое же отношение к вам. Поэтому постарай­тесь не перебивать, не оценивать критически то, что услышите. Будьте снисходительны к мыслям и чувствам окружающих. Если вы не можете удержаться от оценки слов другого, начните не с фразы "Ты не прав", а с фразы "Я не понимаю" или "Может, есть другой вариант..."

Мы не на уроке - оценок ставить не будем.

 

Последнее время в обществе часто обсуждаются проблемы различных зависимостей. Самые распространенные из них – это курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами. Проблема зависимого поведения волнует многих людей, она вызывает множество споров - среди подростков и взрослых, среди родителей и педагогов, среди врачей и психологов. Люди хотят знать, что на самом деле представляет собой состояние зависимости, кто находится в «группе риска» и можно ли помочь самим себе и своим близким. Предлагаю сегодня вместе стать исследователями этого вопроса.

 

3.  Мозговой штурм “Что такое зависимость?”

 Ход упражнения: Участники самостоятельно определяют – что такое зависимость, и какие бывают виды зависимостей. Свои варианты записывают и прикрепляются к доске.  Все это обобщается общее определение и существующие виды.

- Как вы понимаете термин «зависимость»? Какой смысл мы вкладываем в это слово?

(Состояние потребности в чем-то, способ забыться, уход от реальности, сильное стремление к чему-либо, невозможность жить без чего-либо.)

 

- Какие виды зависимостей кроме алкоголизма, наркомании и курения вам известны?

(Интернет-зависимость, трудоголизм, пищевые зависимости, спортивная зависимость, фанатизм, страсть к покупкам и трате денег, любовные зависимости, «адреналиновая» зависимость, ТВ-зависимость и др.)

 

Да, зависимость может возникать как от психоактивных веществ (т.е. веществ, воздействующих на психику), так и от некоторых видов деятельности, и даже от других людей. Сегодня мы с вами будем говорить о комьютерной зависимости. И я предлагаю вам одно из определений зависимости, которое, очень точно отражает суть этого феномена и небольшой фрагмент презентации, характеризующий комьютерную зависимость.

 

4. Презентация

 

Основная причина, провоцирующая компьютерную зависимость у детей и подростков — недостаток либо полное отсутствие доверительных отношений и общения в семье, когда мама и папа не уделяют должного внимания и не принимают участия в жизни ребёнка. Не редкость, что современные родители, с головой погружённые в собственные каждодневные заботы, проявляют недостаточный интерес к душевному миру своего чада, мало беседуют и не спрашивают сына или дочь о том, что действительно тревожит и волнует ребёнка. Понятно, что указанная причина формирует не одну лишь зависимость от компьютера, но и иные виды зависимостей, а также нередки случаи отклоняющегося поведения таких подростков.

 

Значительную роль играет также отсутствие у подрастающего поколения интересов, хобби, целей, серьёзных увлечений, а также имеют место ситуации, когда ребёнок не умеет налаживать контакты с окружающими, например, в силу своей застенчивости или робости, которые препятствуют созданию желанного круга общения. Именно эти причины заставляют подростков уходить от реальности, с головой погружаясь в виртуальное пространство. Поскольку психологи уже не один год занимаются проблемой преодоления компьютерной зависимости, они дифференцируют её (зависимость) по степени тяжести.

 

5.Упражнение «Человек столетия..»

Давайте подумаем почему же в последнее время все чаще и больше людей поддаются компьютерной зависимости? Давайте попробуем проанализировать и найти отличия в вашей юности и юности ваших родителей?

                          Раздаю каждому по 2 одинаковые крточки:

Ваша задача: по очереди называть попавшийся вариант времяпровождения, и разделять на 2 категории:

человек 20 столетия           и                   человек 21 столетия.

 

Анализ: итак, в какой колонке у нас большее количество занятий? Что это значит? (обсуждение).

Даже сравнивая свое поколение с поколением своих родителей, вы видите разницу… мы старались больше времени проводить на свежем воздухе, общаясь и развиваясь физически. Вы же отсиживаетесь за компьютером, получая огромный объем информации, с одной стороны это большой люс, с другой, это конечно же утомляет, перегружает наш мозг, вместе с тем, все такое красочное, интересное, неизведанное увлекает и затягивает….и в конце концов зависимость может стать единственным смыслом жизни для человека, желающего спрятаться от реальности. А вот интересно как вы считаете:

- А зачем человеку нужно прятаться от реальности?

(У человека что-то не получается, с чем-то не справляется, ему скучно, хочется острых ощущений, в его жизни мало радости, он не умеет справляться с проблемами.)

Да, зависимому человеку та реальность, в которой он живет, кажется недостаточно интересной, радостной и дружелюбной. Он пытается ее изменить.

- К чему стремится зависимый человек? Например, что люди находят в своей зависимости, о каких состояниях мечтают?

(Радость, спокойствие, постижение неизведанного, общительность, уверенность, состояние «кайфа», активность, уменьшение боли, счастье, расслабленность и т.п.)

- Человек, склонный к зависимому поведению, хочет таким образом изменить свою жизнь к лучшему, достичь каких-то важных для себя состояний. Удается ли ему это? (Сначала удается, а потом наступают различные вредные последствия.)

Да, сначала «объект» зависимости может помочь забыть свои проблемы, избавиться от одиночества, почувствовать психологический комфорт. Но через некоторое время начинаются неприятности, потому что любая зависимость ограничивает человека, приносит с собой негативные последствия в разных областях - в области физического и психического здоровья, в материальной, социальной и духовной сфере.

Одним словом - рано или поздно зависимому человеку приходится платить некоторую цену за свою зависимость.

 И сейчас мы попробуем с вами это понять:

 

6. Мозговой штурм «Потеря»

Напишите: 3-х друзей, 3 вида активного отдыха, 3 важнейших критерия вашего здоровья

Итак, представьте, что я компьютерная зависимость, и вот, спустя какое-то время я к вам пришла….

Подумайте и отдайте мне 2 карточки с которыми вам легче всего расстаться, проходит еще время и вы отдаете мне еще две корточки….Проходит еще какое-то время, мы переворачиваем карточки и приходит зависимость и забирает что-то не глядя….    А теперь откройте свои карточки и осмотрите, кто с чем остался….

 

Ребята, я бы хотела услышать от вас тяжело ли вам было расставаться со своими увлечениями, родными и т. д. и что вы при этом чувствовали…

 

Вот так может происходить и в жизни, сначала мы сознательно от чего-то сами отказываемся, а затем все уже происходит помимо нашей воли….

 

10. Упражнение «Незаконченные предложения…»

11. Просмотр видеоролика

12. Упражнение «Обратный отсчет..»

- Общее впечатление?

- Что нового?


Занятие "Мое здоровье"

(внеклассное мероприятие, направленное на формирование ЗОЖ у детей 8-10 лет)

 

Продолжительность занятия: 40 минут.

Аудитория: дети 8 – 10 лет.

Оптимальное число участников занятия: 20 – 25 человек.

Формы проведения: беседа, игра, упражнение.

Цель: формирование у детей навыков здорового образа жизни.

Задачи:

- способствовать формированию ценностного отношения детей к своему здоровью.

 - показать значимость полезных привычек для укрепления здоровья человека.

 - развивать у детей потребность в соблюдении правил ЗОЖ.

 

Ход занятия

Здравствуйте. Сегодня у нас пройдет необычное занятие.

Ребята, для того, чтобы определить тему нашего занятия, хочу предложить вам разгадать кроссворд. Вопросы в нем не простые. Это загадки.

 

1.     Игра «Кроссворд» (5 мин.)

Цель: раскрыть тему занятия.

Описание упражнения: в кроссворде скрыто слово «здоровье». Специалист зачитывает детям загадки (о ЗОЖ, о теле человека), в ответах которых содержаться буквы ключевого слова. Постепенно детям открывается тема занятия.

Материалы: таблички со словами-отгадками, магниты.

                                                     Загадки:

 


1.Смотрит на кота,

На картинки, сказки.

А для этого нужны

Нашей Оле….(глазки)

 

2. Вот такой забавный случай!

 Поселилась в ванной туча.

 Дождик льется с потолка

 Мне на спину и бока.

 До чего ж приятно это!

 Дождик теплый, подогретый,

 На полу не видно луж.

 Все ребята любят... (Душ)

 

3. Ускользает, как живое,

Нет, не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится  (мыло)

4.У двух матерей

По пять сыновей –

Одно имя всем   (руки)

 

5.Что можно увидеть

с закрытыми глазами? (сон)

 

6.Ношу их много лет,

А счету им не знаю

Не сею, не сажаю,

Сами вырастают (волосы)

 

7.Пять братьев –

Годами равные,

Ростом разные  (пальцы)

 

8.Не часы,

А тикает  (сердце).


 

Подведение итогов: Давайте внимательно посмотрим, какое же слово было спрятано. Правильно, это слово - «здоровье».

Вопрос к аудитории: А кто мне может сказать, что же это такое? (Мнения детей).

Давайте посмотрим, что же говорит народная мудрость о здоровье.

 

2.     Игра «Ромашка» (7 мин.)

Цель: с помощью народных пословиц сформулировать понятие «здоровье».

Описание упражнения: на доске размещается цветок «Ромашка» с отрывными лепестками. На каждом лепестке написана одна пословица. Детям предлагается объяснить смысл народных пословиц о здоровье.

Материалы: магниты, магнитная доска, лепестки цветка.

Ход: Посмотрите, у меня есть замечательный цветок – ромашка. На каждом его лепестке надпись. Давайте прочтем их (дети объясняют значение каждой пословицы).

«Здоровье не купить». Здоровье дано нам природой, если человек теряет его, то вернуть его будет очень трудно, придется много лечиться.

«Болезнь человека не красит». Больной человек всегда плохо выглядит, становится раздражительным, капризным.

«Труд – здоровье, лень - болезнь». Каждый человек должен трудиться. Здоровый человек трудится с удовольствием, с желанием, у него все хорошо и быстро получается.

«Здоровье дороже богатства». Бездумно растраченное здоровье, не вернут никакие врачи, сколько бы ты не заплатил.

«Береги платье снову, а здоровье смолоду». Для того чтобы сохранить здоровье, его необходимо беречь каждый день, каждую минуту, соблюдать правила ЗОЖ (Данная пословица остается до конца занятия).

Подведение итогов: Теперь, когда мы знаем смысл народных мудростей, давайте подведем итог: что значит слово «Здоровье» и, какого человека можно назвать здоровым.

 

Здоровый человек это человек не только со здоровым телом, но и человек, у которого замечательное настроение и хорошие отношения с окружающими людьми.

Чтобы представить, насколько значимо для нас наше здоровье давайте поиграем в одну игру. Прошу выйти добровольных участников (4 – 5 человек).

 

3.     Игра «Плот» (3 мин.)

Цель: продемонстрировать ценность здоровья для каждого человека.

Описание упражнения: Участникам предлагается большой лист ватмана, на который они все должны поместиться, не заступая на пол. Величина листа подбирается в зависимости от величины группы. На «плоту» нужно продержаться 30 секунд. Затем к «плоту» подплывает «акула» и небольшой кусочек ватмана вырезается. Задача повторяется. И так до тех пор, пока не останется четвертая часть ватмана.

Ход: специалист приглашает 5 добровольных участников. Легенда – команда отважных мореплавателей терпит кораблекрушение, но в последний момент успевает высадиться на спасательный плот. Все хорошо: море спокойное, светит солнышко. Отважные моряки смотрят вдаль с надеждой увидеть землю. Но вместо земли они замечают, что к ним стремительно приближается акула.

Задача для моряков: как можно дольше удержаться на плоту.

 Задача для акулы: постепенно «отламывать» часть плота.

Материалы: лист ватмана.

Подведение итогов: большое спасибо всем участникам. У нас была отважно сражавшаяся команда моряков и злая акула. Но это была игра и в нашей жизни такого, конечно же, не произойдет.

А теперь на одну секунду давайте представим, что плот это организм человека. А голодная акула – это болезни и вредные привычки. Так очень легко увидеть, как они могут пошатнуть здоровье.

 

Вопрос: Давайте подумаем, а что же такое привычка человека. (Мнения детей).

 

Привычка – это какое-либо действие, которое человек выполняет постоянно. Но в состоянии его контролировать, при желании способен отказаться от него.

Привычки бывают разные. Вредные привычки, про которые мы с вами уже говорили, мешают человеку сохранять здоровье.

А есть полезные привычки, и их намного больше. Эти привычки помогают каждому из нас беречь здоровье.

 

Вопрос к аудитории: А какие это привычки? (Мнения детей).

 

Для того чтобы лучше разобраться в том какие из привычек полезны, а какие вредны для здоровья, хочу предложить задание.

 

4.      Упражнение «Наши привычки» (15 мин.)

Цель: раскрыть понятия вредных и полезных привычек для здоровья человека.

Описание упражнения: специалист предлагает детям в подгруппах (4-5 человек) одинаковые комплекты картинок с изображением «вредных» и «полезных» привычек человека. Дети должны разделить их, объяснить свое решение.

Материалы: наборы картинок (10 шт.), картинки А4, магниты.

Подведение итогов: каждая команда предлагает по одной из привычек. Дети комментируют свой выбор. Ведущий корректирует ответы детей.

 

Скажите, а каких привычек у вас больше? Наверное, полезных? Давайте проверим.

 

5.     Игра «Съедобное - несъедобное» (3 мин.)

Цель: выяснить, какие действия человека относятся к ЗОЖ.

Описание упражнения: Специалист произносит какое-либо действие. В зависимости от того, как оно влияет на наше здоровье, дети выполняют условные знаки.

Инструкция: Ребята я буду произносить какое-либо действие. Ваша задача, в зависимости от того, как оно влияет на наше здоровье, хлопать в ладоши (если сохранять – хлопок, если мешать – сидеть спокойно), как в игре «Съедобное - несъедобное».

 

                                                    Примеры фраз:


Надо трудиться

 Соблюдать чистоту

 Закаляться

 Делать зарядку

 Весело жить

 Смеяться

 Заниматься спортом

 Гулять побольше

 Слушать родителей

 Одеваться по погоде

 Мыть руки   

Лениться

 Мало двигаться

 Ходить зимой без шапки

 Грустить

 Простужаться

 Унывать

 Ссориться с друзьями

 Есть много сладкого

 

Подведение итогов: вы хорошо справились с заданием. Теперь я вижу, что вы здоровые ребята. А для того, чтобы сохранить свое здоровье необходимо вести здоровый образ жизни.

 

ЗОЖ – это все, что помогает нам сохранить и укрепить здоровье.

Существует немало правил ЗОЖ, которые соблюдают все люди.

 

6.     Упражнение «Викторина» (7 мин.)

Цель: на примере художественных произведений и мультипликационных фильмов закрепить материал занятия.

Описание упражнения: специалист зачитывает вопросы о героях литературных произведений и мультиков, связанных с ЗОЖ. Выслушивает и обсуждает ответы детей.

Ход: я приготовила для вас вопросы о ваших любимых сказочных персонажах, в которых содержаться основные правила ЗОЖ.

Вопросы 1. О каком правиле забыл Вини-Пух в гостях у Кролика?

Ответ: не переедать, не жадничать.

«… - Кажется, я застрял. Это все потому, что у кого-то слишком узкие двери.

 - Нет, это все потому что, кто-то слишком много ест…»

  

2. Какой мультипликационный мальчик стремился к жизни в деревне Простоквашино?

Ответ: Дядя Федор.  Правило: находиться на свежем воздухе, трудиться.

 

3. В каком произведении Корнея Чуковского встречаются эти строки:

«… Надо, надо умываться

 По утрам и вечерам,

 А нечистым трубочистам –

 Стыд и срам!

 Стыд и срам!..»

Ответ: «Мойдодыр». Правило: соблюдать правила гигиены.

 

4. Какой мультипликационный герой произносил фразу: «Давайте жить дружно»

Ответ: Кот Леопольд.

Правило: необходимо поддерживать дружеские и дружелюбные отношения с людьми.

 

5. Какой сказочный доктор самый добрый?

Ответ: доктор Айболит.

«Добрый доктор Айболит!

 Он под деревом сидит.

 Приходи к нему лечиться

 И корова и волчица,

 И жучок и червячок,

 И медведица!

 Всех излечи, исцелит

 Добрый доктор Айболит!..»

 

Правило: Необходимо посещать врача, делать профилактические прививки.

 

6. Какое желание Жени, в сказке «Цветик-семицветик» оказалось самым правильным?

Ответ: пожелать Вите здоровья.

«… Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила – и никакого удовольствия. Ну, ничего. Впредь буду умнее…

 …Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот…

 …- Давай играть в салки?

 - Не могу. Я хромой… это на всю жизнь.

 - Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. – Гляди!..» Женя произнесла заветные слова с дрожащим от счастья голосом и добавила: «…Вели, чтобы Витя был здоров…»

 

Правило: стараться сохранить здоровье, желать здоровья другим.

 

Ребята, я не зря задала вам вопрос о необходимости сохранения человеком здоровья. Теперь пришло время сорвать последний лепесток на нашей волшебной ромашке.

 

«Береги платье снову, а здоровье смолоду». Для того чтобы сохранить здоровье, его необходимо беречь каждый день, каждую минуту, соблюдать правила ЗОЖ.

 

И я, ребята, уверена, что каждый из вас будет беречь не только свое здоровье, но и беречь и желать здоровья окружающим. (Говорить здравствуйте, будь здоров…).