Внимание! У нас новый сайт, ссылка ниже

Профориентация

 

Профориентационное занятие с элементами тренинга «Правильный выбор» (для 7-9 классов).

Цель: помочь учащимся в правильном выборе профессионального пути.

Задачи:

- познакомить учащихся с технологией профессионального успеха;

- дать практические рекомендации по построению дальнейшего образовательного маршрута.

.

Участники: учащиеся 7 - 9 классов.
Занятие рассчитано на 45мин.

 

Ход занятия

Организационный момент

Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским. Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.

Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?

Востребованность на рынке труда.

Доходность.

Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).

Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).

Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).

Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).

Положительное влияние на семейную жизнь.

Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).

Возможность карьерного роста (важно или не важно).

 

Основная часть.

В нашем регионе большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”. Почему?.......

Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии

 

1. Игра «Угадай профессию»

Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

Прилагаемый список профессий:

Плотник, пилот, жонглер, штукатур, доярка, швея, врач, художник и т.д.


 

 - Что помогло вам угадать? По каким критериям вы смогли определить профессию? Так что же важно учитывать при выборе своей профессии?

 

 2. Игра «Кто я?»

 ВРАЧ            УЧИТЕЛЬ                  ЮРИСТ         ЭКОНОМИСТ

Гуманность    Любовь к детям         Честность       Терпение

Тактичность   Гуманность               Порядочность            Собранность

Интуиция       Образованность         Эрудированность      Информированность

Ответственность       Терпение        Знание законов          Коммуникабельность

Точность        Находчивость            Непредвзятость         Точность

Собранность  Самосовершенствование      Информированность Образованность

Сила воли       Эрудированность      Тактичность   Находчивость

Информированность Интуиция       Ответственность       Тактичность

Образованность         Воспитанность          Собранность  Интуиция

Жизнерадостность    Информированность Коммуникабельность           Ответственность

Милосердие   Коммуникабельность           Интуиция       Порядочность

Ум                  Милосердие               Умение оперировать цифрами, информацией

 

 

Как вы думаете, а что еще необходимо учитывать при выборе профессии? Очень важно опираться на свое мнение….

 

3. Упражнение «Пересказ»

Инструкция: сейчас все вы покинете комнату, останется только один участник. Ему я зачитаю текст. После этого я приглашу второго участника и первый – перескажет ему текст, который только что услышал. И так до тех пор, пока все участники не окажутся в комнате. Просьба ко всем: внимательно слушать каждого участника.

 Советы ведущему: подобрать малознакомую информацию из газеты с двумя-тремя героями, объемом около 50строк, с определенной протяженностью действия.

   - За счет чего произошло искажение информации?

   - Что каждый из участников внес «своего» в рассказ?

   - Что надо сделать, чтобы искажения были минимальны?

 

4. Игра «Советчик»

В списке, напротив каждой фамилии ученики индивидуально рекомендуют   профессию. Ведущий зачитывает каждому участнику профессии, которые рекомендовали одноклассники.

 

5. Упражнение «Дерево профессий»

 Наше путешествие по Миру профессий подходит к своему завершению,  но уходим мы с багажом знаний. Есть такая примета: если бросить в воду монетку, то обязательно вернешься. Чтобы Мир профессий нас снова принял через некоторое время, мы оставим свои имена и название привлекательной профессии на предлагаемых листьях, цветках, плодах.

Условия:

   взять лист, если с профессией не определился;

   взять цветок, если в выборе профессии сомневаетесь;

   взять плод, если с выбором профессии определился.

   Цветы, листья, плоды повесить на дерево (или прикрепить скотчем к  нарисованному дереву на доске).

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПСИХОЛОГА: 
И в заключении хочется вам сказать – прислушивайтесь к своим желаниям, умениям и старайтесь добиваться поставленных целей.

 

 

Профориентационное занятие с элементами тренинга «Моя профессия» (для 9-11 классов).

Цель: помочь учащимся в правильном выборе профессионального пути.

Задачи:

- познакомить учащихся с рынком труда;

- напомнить о критериях выбора и типичных ошибках при профессиональном самоопределении;

- дать практические рекомендации по построению дальнейшего образовательного маршрута.

.

Участники: учащиеся 9 - 11 классов.
Занятие рассчитано на 45мин.

 

Ход занятия

Организационный момент

1. Упражнение «Зато..»

        По кругу учащиеся продолжают предложенную фразу.


- Я устала, зато…

- Я небольшого роста, зато…

- Я иногда несдержан, зато…

- Я ленива, зато…

-Я застенчива, зато…

-Я криклив, зато…

- Я молчалив, зато…

- Я слишком уступчива, зато…

- Я не умею печь пироги, зато…

- Я зануда, зато…

 - Я школьник, зато…

- Я написал контрольную работу на «2», зато…

- У меня нет домашнего телефона, зато…

- Я не очень хорошо успеваю по математике, зато…

- Я не люблю слушать классическую музыку, зато…

 - Я слишком часто фантазирую, зато…

 - Я не очень хорошо пою, зато…

- Я иногда слишком много ворчу, зато…

- Я несколько легкомысленна, зато…

- Меня легко рассмешить, зато…

- Я бываю капризна, зато…


 

Основная часть.

Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским. Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.

Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?

Востребованность на рынке труда.

Доходность.

Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).

Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).

Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).

Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).

Положительное влияние на семейную жизнь.

Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).

Возможность карьерного роста (важно или не важно).

 

В нашем регионе большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”. Почему?.......

Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии

 

2. Игра «Самая – самая…»

 А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора. Назовите профессии, которая:

 

Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

Самая волосатая (парикмахер...)

Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)

Самая неприличная (венеролог, ассенизатор...)

Самая смешная (клоун, пародист...)

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

 

Как вы думаете, а что очень важно учитывать при выборе профессии? Очень важно опираться на свое мнение, уметь работать….., но важнее всего хорошо знать специфику той или иной деятельности.

 

3. Профигра "Один день из жизни"

Упражнение проводится в кругу. Количество играющих —15—20 чел. Время — от 15 до 25 минут.

Основные этапы методики следующие:

1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Напри­мер, группа захотела рассмотреть профессию “фотомо­дель”.

2. Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилия­ми постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне наш его работника — фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель.

 

В этой игре мы посмотрим, на­сколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творче­ству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным "ради хох­мы", дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существи­тельное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет воспри­ниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внима­тельно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком”.

3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обяза­тельно повторяя все, что называлось до них. Если игроков ненемало (6—8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

4. При подведении итогов игры можно спросить у участ­ников, получился целостный рассказ или нет? не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существитель­ным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рас­сказать, о чем же был составленный рассказ, что там про­исходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

Опыт показывает, что игра обычно проходит достаточно интересно. Участники нередко находятся в творческом на­пряжении и могут даже ненемало уставать, поэтому больше двух раз проводить данное игровое упражнение не следует

4. Упражнение «Угадай профессию»

   Участники угадывают, загаданную ведущим профессию, и определяют   ассоциации, которыми он пользовался. Примеры синквейнов.


   - Считающий, ответственный.

   Учитывает, осваивает, исполняет.

   Сохраняет средства для предприятия.

   (Экономист-бухгалтер).

   - Многогранный, экстравагантный.

   Творит, украшает, создает.

   Всегда неповторимый результат труда.

   (Дизайнер-художник).

   - Разбирающийся, предприимчивый.

   Чертит, конструирует, внедряет.

   Может обслуживать технику и руководить.

   (Механик-инженер).

   - Изысканный, творческий.

   Одаривает, волнуется, развивается.

   Часто встречается со знаменитостями.

   (Артист-актер).

   - Бдительный, бесстрашный.

   Контактирует, организовывает, отвечает.

   Награждают, присваивая внеочередное звание.

   (Следователь-милиционер).

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5. Упражнение «План моего будущего»

   Цель — создание стратегического плана жизни на ближай­шие 5 лет и мотивирующего девиза на ближайшие время.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПСИХОЛОГА: 
И в заключении хочется вам сказать – всем известно, что наши мысли и мечты материализуются.